20 июля 2022 года

Из России в Иран по новому транспортному коридору

Из России в Иран по новому транспортному коридору

Впервые из России по международному транспортному коридору «Север-Юг» был отправлен состав, состоящий из 39 контейнеров. Грузовой состав отправился со ст. Чехов (Подмосковье) и преодолел расстояние равное 3800 километров по территории России, Казахстана и Туркменистана. Конечная точка - иранский порт Бендер-Аббас в провинции Хормозган. Далее груз будет отправлен в Индию по морю.

Доставка грузов по морю через Суэцкий канал имеет ряд недостатков перед МТК «Север-Юг». Во-первых, протяженность маршрута в 2 раза больше, а следовательно, и затраты выше. Во-вторых, на Суэцком канале существует риск блокировки прохода (как это было в марте и апреле 2022 года).

Ещё в конце ХХ века Россия стала инициатором  строительства Международного торгового маршрута «Север-Юг», протяженностью в 7200 километров. В этот маршрут предполагалась включить магистраль с побережья Аравийского моря (индийский порт Мумбаи) до Персидского залива (иранский порт Бендер-Аббас) и далее к иранскому побережью Каспийского моря. От Каспия маршрут может идти либо по морю, либо по суше через Прикаспийские территории и выходить на железнодорожную магистраль до Санкт-Петербурга.

Данное предложение поддержали Индия и Иран. В сентябре 2000 года в ходе 2-ой Международной Евроазиатской конференции по транспорту, проходящей в Санкт-Петербурге, руководители 3-х стран подписали соглашение о Международном транспортном коридоре «Север – Юг» – «из Индии, Омана по морю, через Иран, Каспийский регион, Российскую Федерацию и далее в обратном направлении».

В середине 2002 года странами -участницами Соглашения был подписан протокол об официальном открытии МТК «Север – Юг». И уже в течении следующих лет список пополнился такими странами как Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Сирия, Туркменистан, Турция и Болгария (в качестве наблюдателя).

Также рассматривается возможность объединения МТК «Север-Юг» с Трансаравийской железной дорогой, которая соединяет Саудовскую Аравию, Бахрейн, Кувейт, Катар, ОАЭ и Оман. И, как следствие, это слияние дало бы возможность вывода международных торговых путей за границы континентальной Евразии.

Срок доставки груза в Западную Европу из Индии по Суэцкому каналу варьируется от 25 до 38 суток. Если же груз пойдет по МТК «Север-Юг», то этот путь займет всего 15-18 суток, и соответственно, заметно снизится цена на перевозку.

Помимо Восточной хорды, соединяющей Россию и Индию, и проходящей через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан, планируется запустить ещё 2 коридора.

 

Первый коридор  (центральная ветка) возьмет свое начало из самого крупного порта в Индии Джавахарлала Неру в пригороде Мумбаи в штате Махараштра на берегу Индийского океана, и соединит его с портом Бендер-Аббас в Ормузском проливе, проходя по морю около 1275 километров. А далее к порту Энзали, находящемуся на севере Ирана, по автомобильным или железнодорожным магистралям. Оттуда уже есть возможность отправки грузов в российские порты Лагань и Астрахань, а также порты Азербайджана, Туркменистана, Казахстана.

Второй коридор (западная ветка)  свяжет  ж.д. магистраль Азербайджана с Ираном через трансграничные узловые пункты Астара (Азербайджан) и Астара (Иран) морским путем с портом Джавахарлал Неру в Индии.

Основными грузами, проходящими по МТК «Север-Юг» на данный момент являются: продовольствие - 21,2%, металлы – 16, 6%, древесина и бумага – 9,5%, машины и оборудование - 8,3%, минеральные удобрения – 4,9%. Аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР) к 2030 году прогнозируют увеличение потока грузоперевозок по МТК до 14-24 миллионов тонн.

Особенный меридиональный коридор МТК «Север-Юг» может соединиться с широтными транспортными коридорами, которые соединяют Восток и Запад и тем самым может появиться Евразийский транспортный каркас, связывающий направления Восток-Запад и Север-Юг.

Главный экономист ЕАБР Евгений Винокуров прокомментировал данную идею:

«Это поможет сократить издержки экспорта, создать потенциал новых производственных ниш, реализовать транзитный потенциал региона. В силу того, что Евразийский транспортный каркас “дотягивается” до Китая, Индии и Европейского союза, он может выступить материальной основой для реализации идеи Большой Евразии».

А после окончания строительства железнодорожного пути «Решт-Астара» в Иране длиной 165 километров, МТК «Север-Юг» приобретет ещё больший перевес над другими маршрутами.

Президент Ирана Эбрахим Раиси, при посещении прикаспийской провинции Гилян сказал: «Коридор Север – Юг, последним сегментом которого является строительство железной дороги Решт – Астара, обеспечит Ирану значительные экономические выгоды и будет способствовать развитию наших отношений с соседними странами».

При создании МТК, первоначальной идей было связать через территорию России страны Прибалтики с Индией. Но как сказал директор, заведующий сектором Института стран СНГ В. Евсеев: «В условиях, когда Европа закрылась, новый коридор становится одним из основных маршрутов доставки грузов в нашу страну».

 

Навигация новостей

Показать последние 10 новостей

Новости за год-месяц

Новости за год

Поиск в новостях