![]() |
197341, г. Санкт-Петербург,
|
---|
Услуги | Новости | Альбом вагонов | Норм. акты | Информация | Партнеры | Вакансии | Контакты |
Вагон модели 11-280 это универсальный крытый цельнометаллический вагон с уширенным дверным проёмом (двухдверный), спроектированный для перевозки тарно-штучных, пакетированных и некоторых видов сыпучих грузов, требующих защиты от осадков. Наличие люков в крыше вагона зависит от требований заказчика при производстве вагона – большая часть вагонов этой модели на сети ОАО «РЖД» не имеет люков в крыше. Технические характеристики вагона обозначены в Таблице 1. В настоящей статье мы будем рассматривать технические характеристики этого крытого вагона и его свойства с точки зрения грузоотправителя, не переходя к качеству изготовления вагонов или их отдельных элементов и деталей (качество изготовления вагонов практически любой модели и любого производителя подвижного состава на территории СНГ может быть подвергнуто критике той или иной степени жёсткости).
Таблица 1. Технические характеристики крытого вагона 11-280
Грузоподъемность |
68 |
т |
Масса тары, не более |
26 |
т |
Расчетная нагрузка от колесной пары на рельсы |
235,0(23,5) |
кН(тс) |
Размеры в свету: |
||
Дверного проема |
3 802х2 334 |
мм |
Загрузочного люка боковой стены |
614х365 |
мм |
Печной разделки |
O 135 |
мм |
Размеры кузова внутри: |
||
Длина |
15 724 |
мм |
Ширина |
2 764 |
мм |
Высоты от уровня головок рельсов до оси автосцепок |
1 040 — 1 080 |
мм |
Конструкционная скорость |
120 |
км/ч |
Габарит |
1-ВМ(0-Т) |
ГОСТ 9238-83 |
База вагона |
12 240 |
мм |
Количество и тип дверей |
по две с каждой стороны, раздвижные, несамоуплотняющиеся |
|
Количество загрузочных люков в боковых стенах |
4 |
шт |
Нормативный срок службы |
32 |
года |
Рисунок 1. Схематическое изображение вагона 11-280
Вагоны 11-280 могут иметь съёмную крышу на заклёпках. Такая крыша может облегчить ремонт вагона. Продольными обвязками такой крыши служат два составных элемента (обычно уголки или z-образные профили), соединённые между собой заклёпками. Такое конструктивное решение позволяет, срезав заклёпки, снять крышу и заменить её при заводском ремонте, не повредив другие элементы кузова.
Среди всех крытых вагонов модель 11-280 заслуживает отдельного внимания, так как на текущий момент это наиболее универсальный вагон из всех универсальных крытых вагонов. Заслужил он свою популярность, в основном, благодаря трём параметрам: вместимость – 138 куб. м., грузоподъёмность – 68 тн, и уширенному дверному проёму - 3802 х 2334 мм. В настоящее время имеются вагоны, которые превосходят эту модель по отдельным параметрам, но вагон 11-280 остаётся непревзойдённым именно по гармоничному сочетанию характеристик, наиболее важных для грузоотправителей. Так, вагон 11-7038 имеет преимущество над моделью 11-280 по вместимости (150 куб. м.), как и модель 11-9962 - 157 куб. м., крытый вагон модели 11-1807-01 ещё больше – 158 куб. м., кроме того, уже существуют и разрабатываются различными заводами модели и с большей вместимостью и грузоподъёмностью. На данный момент существуют вагоны с объемом 160-164 м. куб. и более. Например, модели вагонов 11-2135 и 11-2135-01 производства ОАО ХК «СДС-Маш» имеют 160 куб.м и 161 куб.м соответственно, а также вагон модели 11-7038 Крюковского вагоностроительного завода (вагоны выпуска 2014г) с полным объемом кузова 161 куб.м.. В настоящий момент идут разработки вагонов на новых тележках с осевой нагрузкой 25 тс, что в перспективе поднимет грузоподъёмность универсальных крытых вагонов до 72 тн и более.
Но, несмотря на всё вышесказанное, вагон 11-280 является самым востребованным вагоном на сети ОАО «РЖД», так как сочетание вместимости и грузоподъёмности 138 куб. м./68 тн оптимально подходит для подавляющей части номенклатуры грузов, перевозимых в крытых вагонах. Практически все вышеупомянутые грузы могут быть загружены в такой вагон без каких-либо сложностей, более 80% грузоотправителей могут принимать такие вагоны на подъездные пути (вагоны большей вместимости из-за более длинной базы не всегда проходят по кривым малого радиуса – хотя это достаточно редкое явление). Вагон 11-280 подходит и для тяжеловесных, и для легковесных грузов, не требует лишних материалов на крепление тяжёлых грузов (плитка керамическая, например), как это бывает в вагонах большей вместимости. Вагон 11-1807, например, очень нравится компаниям, отправляющим сборные и легковесные грузы, но тем же производителям керамической плитки, а также сахара, риса и т.д., но может не подойти из-за сниженной грузоподъёмности (всего 66,7 тн, против 68 тн в модели 11-280). Возникает определённый диссонанс между увеличенной вместимостью и сниженной грузоподъёмностью такого вагона, т.е. в него вместится меньше паллет плитки керамической, мешков строительных грузов, сахара, риса и т.п., чем в вагон 11-280, а пространства при этом останется много (более 20 куб. м. будут не задействованы), и это свободное пространство во избежание смещения и повреждения груза, особенно при погрузке паллетами, придётся чем-то заполнять, дополнительно раскреплять паллеты, а любой материал, как крепёжный, так и для заполнения пустого пространства будет стоить дополнительных денег. В нашей же рассматриваемой модели такого «перекоса» нет, что уже подтверждено многолетним опытом обращения вагона модели 11-280 в России, СНГ и странах Балтии. На текущий момент вагоны с большей вместимостью имеют либо такую же грузоподъёмность, как у вагона 11-280, либо меньшую.
Данный вагон проверен, обкатан, и завоевал популярность среди грузоотправителей. С его погрузкой не возникает сложностей, и как следствие - подавляющая часть грузоотправителей крытых вагонов имеет схемы погрузки на этот вагон (а значит, не будет заминок с погрузкой, вызванных этим фактором, что очень важно для собственника вагонов или предприятия, рассматривающего покупку универсальных вагонов в ближайшее время). Конечно, если вагоны необходимы в основном под легковесные грузы, то выгоднее и удобнее грузить другие вагоны, например, модели 11-1807 или большие по вместимости. Если вагоны нужны только под самую тяжеловесную группу грузов, то оптимальными для грузоотправителя могут стать двухдверные вагоны 120-122 куба, грузоподъёмностью 68-68,8 тн. Но всё-таки по доле грузоотправителей, которым этот вагон подойдёт, вагон 11-280 остаётся лидером – только небольшая часть предприятий, отправляющих свою продукцию в крытых вагонах, категорически откажется грузить вагоны 11-280 (по нашей оценке, около 95% компаний в РФ готовы отправлять такие вагоны).
Для сравнения, возьмём ближайшего «собрата» нашего героя – вагон 11-280-01 (см. сравнительную Таблицу 2). И уже здесь мы видим изменения, которые приводят к уменьшению его универсальности и востребованности грузоотправителями: на 1 тн снижена грузоподъёмность, кроме того, вагон модели 11-280-01 имеет меньший дверной проём - 2802 х 2334 мм. Другая модель, близкая к 11-280 по характеристикам – это вагон модели 11-1807. Этот вагон имеет грузоподъёмность 67,2 тонны (на 800 кг меньше, чем 11-280, и уже это для некоторых грузоотправителей имеет большое значение, так как многие контракты поставки заключаются на ставшие уже стандартными 68 тн груза), и несколько больший дверной проём 3973х2717 (3802 х 2334 у вагона 11-280), но дополнительные сантиметры дверного проёма для большинства грузоотправителей не имеют такого значения, как грузоподъёмность.
Для перевозки штучных, зерновых и других грузов широкой номенклатуры требующих защиты от атмосферных осадков. | ||
Модель вагона | 11-280 | 11-280-01 |
Тип вагона | - | - |
Грузоподъемность, т | 68 | 67 |
Масса тары вагона, т | 27 | 27 |
Скорость конструкционная, км/час | 120 | 120 |
Габарит | 1-ВМ (0-Т) | 1-ВМ (0-Т) |
База вагона, мм | 12240 | 12240 |
Длина, мм: - по осям сцепления автосцепок - по концевым балкам (длина рамы) |
16970 15750 |
16970 15750 |
Ширина максимальная, мм | 3266 | 3266 |
Высота от УГР, мм - максимальная - до уровня пола |
4693 1286 |
4693 1286 |
Количество осей, шт. | 4 | 4 |
Модель 2-осной тележки | 18-100 | 18-100 |
Наличие переходной площадки | нет | нет |
Наличие стояночного тормоза | есть | есть |
Наличие торцовых дверей | нет | нет |
Внутренние размеры кузова, мм Д х Ш х В (по боковым стенкам) |
15724 х 2764 х 2850* | 15724 х 2764 х 2850* |
Количество загрузочных люков в крыше, шт. | 4 | 4 |
Размеры в свету, мм: - дверного проема - загрузочного люка в боковой стене - загрузочного люка в крыше |
3802 х 2334 614 х 365 - |
2802 х 2334 614 х 365 - |
Объем кузова, куб.м: - до уровня люков - полный, с учетом объема крыши |
- 138 |
- 138 |
Площадь пола, кв.м | 43,5 | 43,5 |
Возможность установки буфера | нет | нет |
В таблице 3 для информации даны межремонтные пробеги и сроки проведения плановых ремонтов для вагона мод. 11-280 и 11-280-01.
Таблица 3. Межремонтные пробеги и сроки проведения плановых ремонтов для вагона мод. 11-280
Деповской ремонт (ДР) после |
Постройки |
3 года |
Деповского ремонта (ДР) до первого капитального ремонта (КР) |
2 года |
|
Деповского ремонта (ДР) после первого капитального ремонта (КР) |
2 года |
|
Капитального ремонта (КР) |
2 года |
|
Капитальный ремонт (КР) после |
Постройки |
13 лет |
Капитального ремонта (КР) |
12 лет |
|
Пробег после |
Постройки |
210 тыс. км |
3 года |
||
Деповского ремонта (ДР) |
110 тыс. км |
|
3 года |
||
Капитального ремонта (КР) |
160 тыс. км |
|
3 года |
||
Капитального ремонта с продлением срока службы (КРП) |
210 тыс. км |
|
3 года |
Итак, резюмируя всё вышесказанное, отметим: крытый цельнометаллический вагон модели 11-280 - самый универсальный на текущий момент крытый вагон, лидер по востребованности на сети железных дорог РФ, СНГ и Балтии. Его характеристики – самое гармоничное и универсальное сочетание главных параметров среди всех универсальных крытых вагонов на текущий момент.