Крытый вагон, модель 11-280

    Вагон модели 11-280 это универсальный крытый цельнометаллический вагон с уширенным дверным проёмом (двухдверный), спроектированный для перевозки тарно-штучных, пакетированных и некоторых видов сыпучих грузов, требующих защиты от осадков. Наличие люков в крыше вагона зависит от требований заказчика при производстве вагона – большая часть вагонов этой модели на сети ОАО «РЖД» не имеет люков в крыше. Технические характеристики вагона обозначены в Таблице 1. В настоящей статье мы будем рассматривать технические характеристики этого крытого вагона и его свойства с точки зрения грузоотправителя, не переходя к качеству изготовления вагонов или их отдельных элементов и деталей (качество изготовления вагонов практически любой модели и любого производителя подвижного состава на территории СНГ может быть подвергнуто критике той или иной степени жёсткости).


Таблица 1. Технические характеристики крытого вагона 11-280

Грузоподъемность

68

т

Масса тары, не более

26

т

Расчетная нагрузка от колесной пары на рельсы

235,0(23,5)

кН(тс)

Размеры в свету:

Дверного проема

3 802х2 334

мм

Загрузочного люка боковой стены

614х365

мм

Печной разделки

O 135

мм

Размеры кузова внутри:

Длина

15 724

мм

Ширина

2 764

мм

Высоты от уровня головок рельсов до оси автосцепок

1 040 — 1 080

мм

Конструкционная скорость

120

км/ч

Габарит

1-ВМ(0-Т)

ГОСТ 9238-83

База вагона

12 240

мм

Количество и тип дверей

по две с каждой стороны, раздвижные, несамоуплотняющиеся

Количество загрузочных люков в боковых стенах

4

шт

Нормативный срок службы

32

года

крытый вагон мод.11-280

Рисунок 1. Схематическое изображение вагона 11-280


   Вагоны 11-280 могут иметь съёмную крышу на заклёпках. Такая крыша может облегчить ремонт вагона. Продольными обвязками такой крыши служат два составных элемента (обычно уголки или z-образные профили), соединённые между собой заклёпками. Такое конструктивное решение позволяет, срезав заклёпки, снять крышу и заменить её при заводском ремонте, не повредив другие элементы кузова.

   Среди всех крытых вагонов модель 11-280 заслуживает отдельного внимания, так как на текущий момент это наиболее универсальный вагон из всех универсальных крытых вагонов.  Заслужил он свою популярность, в основном, благодаря трём параметрам: вместимость – 138 куб. м., грузоподъёмность – 68 тн, и уширенному дверному проёму - 3802 х 2334 мм. В настоящее время имеются вагоны, которые превосходят эту модель по отдельным параметрам, но вагон 11-280 остаётся непревзойдённым именно по гармоничному сочетанию характеристик, наиболее важных для грузоотправителей. Так,  вагон 11-7038 имеет преимущество над моделью 11-280 по вместимости (150 куб. м.), как и модель 11-9962  - 157 куб. м., крытый вагон модели 11-1807-01 ещё больше – 158 куб. м., кроме того, уже существуют и разрабатываются различными заводами модели и с большей вместимостью и грузоподъёмностью. На данный момент существуют вагоны  с объемом 160-164 м. куб. и более. Например, модели вагонов 11-2135 и 11-2135-01 производства ОАО ХК «СДС-Маш» имеют 160 куб.м и 161 куб.м соответственно, а также вагон модели 11-7038 Крюковского вагоностроительного завода (вагоны выпуска 2014г) с полным объемом кузова 161 куб.м.. В настоящий момент идут разработки вагонов на новых тележках с осевой нагрузкой 25 тс, что в перспективе поднимет грузоподъёмность универсальных крытых вагонов до 72 тн и более.

   Но, несмотря на всё вышесказанное, вагон 11-280 является самым востребованным вагоном на сети ОАО «РЖД», так как сочетание вместимости и грузоподъёмности 138 куб. м./68 тн оптимально подходит  для подавляющей части номенклатуры грузов, перевозимых в крытых вагонах. Практически все вышеупомянутые грузы могут быть загружены в такой вагон без каких-либо сложностей, более 80%  грузоотправителей могут принимать такие вагоны на подъездные пути (вагоны большей вместимости из-за более длинной базы не всегда проходят по кривым малого радиуса – хотя это достаточно редкое явление). Вагон 11-280 подходит и для тяжеловесных, и для легковесных грузов, не требует лишних материалов на крепление тяжёлых грузов (плитка керамическая, например), как это бывает в вагонах большей вместимости. Вагон 11-1807, например, очень нравится компаниям, отправляющим сборные и легковесные грузы, но тем же производителям керамической плитки, а также сахара, риса и т.д., но может не подойти из-за сниженной грузоподъёмности (всего 66,7 тн, против 68 тн в модели 11-280). Возникает определённый диссонанс между увеличенной вместимостью и сниженной грузоподъёмностью такого вагона, т.е. в него вместится меньше паллет плитки керамической, мешков строительных грузов, сахара, риса и т.п., чем в вагон 11-280, а пространства при этом останется много (более 20 куб. м. будут не задействованы), и это свободное пространство во избежание смещения и повреждения груза, особенно при погрузке паллетами, придётся чем-то заполнять, дополнительно раскреплять паллеты, а любой материал, как крепёжный, так и для заполнения пустого пространства будет стоить дополнительных денег. В нашей же рассматриваемой модели такого «перекоса» нет, что уже подтверждено многолетним опытом обращения вагона модели 11-280 в России, СНГ и странах Балтии. На текущий момент вагоны с большей вместимостью имеют либо такую же грузоподъёмность, как у вагона 11-280, либо меньшую.

   Данный вагон проверен, обкатан, и завоевал популярность среди грузоотправителей. С его погрузкой не возникает сложностей, и как следствие - подавляющая часть грузоотправителей крытых вагонов имеет схемы погрузки на этот вагон (а значит, не будет заминок с погрузкой, вызванных этим фактором, что очень важно для собственника вагонов или предприятия, рассматривающего покупку универсальных вагонов в ближайшее время). Конечно, если вагоны необходимы в основном под легковесные грузы, то выгоднее и удобнее грузить другие вагоны, например, модели 11-1807 или большие по вместимости. Если вагоны нужны только под самую тяжеловесную группу грузов, то оптимальными для грузоотправителя могут стать двухдверные вагоны 120-122 куба, грузоподъёмностью 68-68,8 тн. Но всё-таки по доле грузоотправителей, которым этот вагон подойдёт, вагон 11-280 остаётся лидером – только небольшая часть предприятий, отправляющих свою продукцию в крытых вагонах, категорически откажется грузить вагоны 11-280 (по нашей оценке, около 95% компаний в РФ готовы отправлять такие вагоны).

    Для сравнения, возьмём ближайшего «собрата» нашего героя – вагон 11-280-01 (см. сравнительную Таблицу 2). И уже здесь мы видим изменения, которые приводят к уменьшению его универсальности и востребованности грузоотправителями: на 1 тн снижена грузоподъёмность, кроме того, вагон модели 11-280-01 имеет меньший дверной проём - 2802 х 2334 мм. Другая модель, близкая к 11-280 по характеристикам – это вагон модели 11-1807. Этот вагон имеет грузоподъёмность 67,2 тонны (на 800 кг меньше, чем 11-280, и уже это для некоторых грузоотправителей имеет большое значение, так как многие контракты поставки заключаются на ставшие уже стандартными 68 тн груза), и несколько больший дверной проём 3973х2717 (3802 х 2334 у вагона 11-280), но дополнительные сантиметры дверного проёма для большинства грузоотправителей не имеют такого значения, как грузоподъёмность.

Таблица 2. Сравнение технических характеристик вагонов моделей 11-280 и 11-280-01

Для перевозки штучных, зерновых и других грузов широкой номенклатуры требующих защиты от атмосферных осадков.
Модель вагона 11-280 11-280-01
Тип вагона - -
Грузоподъемность, т 68 67
Масса тары вагона, т 27 27
Скорость конструкционная, км/час 120 120
Габарит 1-ВМ (0-Т) 1-ВМ (0-Т)
База вагона, мм 12240 12240
Длина, мм:
- по осям сцепления автосцепок
- по концевым балкам (длина рамы)
 
16970
15750
 
16970
15750
Ширина максимальная, мм 3266 3266
Высота от УГР, мм
- максимальная
- до уровня пола
 
4693
1286
 
4693
1286
Количество осей, шт. 4 4
Модель 2-осной тележки 18-100 18-100
Наличие переходной площадки нет нет
Наличие стояночного тормоза есть есть
Наличие торцовых дверей нет нет
Внутренние размеры кузова, мм
Д х Ш х В (по боковым стенкам)
15724 х 2764 х 2850* 15724 х 2764 х 2850*
Количество загрузочных люков в крыше, шт. 4 4
Размеры в свету, мм:
- дверного проема
- загрузочного люка в боковой стене
- загрузочного люка в крыше
 
3802 х 2334
614 х 365
  -
 
2802 х 2334
614 х 365
  -
Объем кузова, куб.м:
- до уровня люков
- полный, с учетом объема крыши
 
  -
138
 
  -
138
Площадь пола, кв.м 43,5 43,5
Возможность установки буфера нет нет

   В таблице 3 для информации даны межремонтные пробеги и сроки проведения плановых ремонтов для вагона мод. 11-280 и 11-280-01.

Таблица 3. Межремонтные пробеги и сроки проведения плановых ремонтов для вагона мод. 11-280

Деповской ремонт (ДР) после

Постройки

3 года

Деповского ремонта (ДР) до первого капитального ремонта (КР)

2 года

Деповского ремонта (ДР) после первого капитального ремонта (КР)

2 года

Капитального ремонта (КР)

2 года

Капитальный ремонт (КР) после

Постройки

13 лет

Капитального ремонта (КР)

12 лет

Пробег после

Постройки

210 тыс. км

3 года

Деповского ремонта (ДР)

110 тыс. км

3 года

Капитального ремонта (КР)

160 тыс. км

3 года

Капитального ремонта с продлением срока службы (КРП)

210 тыс. км

3 года

 

  Итак, резюмируя всё вышесказанное, отметим: крытый цельнометаллический вагон модели 11-280 - самый универсальный на текущий момент крытый вагон, лидер по востребованности на сети железных дорог РФ, СНГ и Балтии. Его характеристики – самое гармоничное и универсальное сочетание главных параметров среди всех универсальных крытых вагонов на текущий момент.